«Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» Л. С.Выготский
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ… Она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна быть направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников. Кроме того, необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в дошкольное учреждение. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе занятие по душе индивидуально и привлечь сверстников. Исходя из этого в нашей группе мы создали содержательную и развивающую предметно-пространственную среду.
Добро пожаловать в группу «Золотая рыбка»!
Раздевалка
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный стенд для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. Благодаря разнообразным стендам родители могут узнать, чем занимались дети сегодня, познакомиться с детским творчеством, а также со счастливыми моментами детства.
Центр игры
Игра - основной вид деятельности детей на протяжении всего дошкольного возраста. Яркий насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр; развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Развивающая предметно-пространственная среда центра построена с учетом гендерных различий. В центре мальчиков находятся: различные виды конструкторов, транспорта, наборы инструментов, макеты «Автосервис», «Дорога», «Штурвал моряков» В центре девочек – макет «Кукольный домик», атрибуты для игр в «Семью», «Магазин», «Парикмахерская"» и т.д. В центре игры игровое оборудование и пособия размещены так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Макеты переносные, чтобы дети могли играть на полу, на столе, в любом удобном для них месте. Тематические наборы игрушек расположены в небольших контейнерах, дети могут по своему желанию легко и быстро «наполнять» макет и развивать игру. Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Физкультурный центр
Оснащён разнообразным физкультурным оборудованием как традиционным, так и нетрадиционным (платочки, самодельные коврики, шнуры, напольные лесенки), изготовленным руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей: ловкость, меткость, глазомер, силовые качества; позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мыщцы. что в полной мере удовлетворяет их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное, состояние здоровья детей. В центре размещены дидактические игры и альбомы по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни («Зимние виды спорта», «Подбери атрибут» и др.)
Центр театра и музыки
В театральном центре располагаются элементы костюмов персонажей, декораций, маски, атрибуты для обыгрывания сказок, различные виды театра (пальчиковый, кукольный, настольный, театр ложек). Здесь же размещены детские музыкальные инструменты: ложки, погремушки, бубны, трещотки, барабаны и т.д. Центр музыки и театра доставляет детям много радостных эмоций, помогает объединить детей общей идеей, сплотить группу, развить их музыкальные и артистические наклонности.
Центр творчества
В центре творчества подобраны альбомы разных видов росписи, жанров живописи ; схемы с изображением последовательности работы по изготовлению различных поделок из бумаги, природного материала; поэтапного рисования разных видов транспорта, животных, растений и др. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. Также подобраны материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации.; имеются дымковские игрушки, игрушки для ознакомления со скульптурой и др. Все находится в свободном доступе.По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Здесь же есть место для небольшой творческой выставки -индивидуальной или коллективной.
Центр "Патриотического воспитания"
Патриотическое воспитание дошкольников — важная составляющая деятельности п ДОУ. Она направлена на развитие патриотических чувств: любовь к своей семье, малой Родине, родной природе, своему Отечеству. В современных условиях воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы – в большом приоритете у нашего государства . Благодаря центру «Патриотического воспитания» дети могут в своей самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, малой и большой Родине, В оформлении нашего центра присутствуют элементы русской природы, древних храмов и государственных зданий, а также государственная символика России (флаг, герб, портрет президента, герб родного края и родного города. Вся информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия разделены по следующим разделам: «Моя семья» ,«Моя малая Родина» ,«Моя Родина –Россия» ,«Богатыри земли Русской» ,«Русская символика», «Русские национальные традиции».
Центр экспериментирования
Представлен многообразием коллекций (камни, ракушки, пуговицы, семена, крупы, виды тканей и др.) Оснащен материалом для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы), мини-центром воды и песка. Дети могут экспериментировать под руководством педагога и самостоятельно.
Центр "Занимательная математика"
Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Центр "Безопасности"
Центр безопасности отражает оснащение по пожарной безопасности, безопасности дома и на улице. И решает задачи научить детей способам безопасного поведения в разных ситуациях. Центр оснащен необходимыми атрибутами, игрушками и дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет «Дорога» с набором дорожных знаков, спецтранспорта и мелких машин. Дети могут изучать и анализировать правила дорожного движения как в качестве пассажира, так и водителя.
Центр "Мы дежурим"
Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных. Наш центр включает стенд с кармашками, в которые помещаются фото дежурных по столовой, занятиям и центру природы; схему поэтапной сервировки столов; полочку для салфетниц; крючки для фартуков, головных уборов, щеток-сметок, совков. Для дежурства в центре природы есть лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления почвы, кисточки для чистки ворсистых листьев растений, ножницы для обрезки сухих листьев. Для дежурства по занятиям оформлен центр бережливых технологий, где в контейнерах собраны все материалы для занятий. Контейнеры обозначены картинками - схемами.
Центр "Уединение"
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и психологической защищенности. Содействовать этому могут центры настроения или уединения; В уголке уединения (или, согласно ФГОС, центре уединения и релаксации) ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.
Центр книги и развития речи
Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. В центре находятся книги с художественными произведениями детский писателей, сказки и другие литературные формы. А также помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь также находятся дидактические, настольно-печатные игры по развитию речи, разрезные сюжетные картинки, пособия для проведения артикуляционных, дыхательных упражнений, материалы для рассказывания, игры для развития мелкой моторики рук. Систематически происходит смена и обновление детской литературы, проводится знакомство с культурой русского народа: сказками, загадками, потешками, играми.